Агрессия- стремление к моральному и физическому подавлению других людей, достижение своих целей средствами насилия, а порой и просто бессмысленное насилие по отношению к окружающим.
Существует мнение о том, что агрессивность наследуется и дети жестоких родителей подвержены более частым и ярким вспышкам агрессии. Наличие агрессии можно объяснить и с точки зрения влияния на поведение окружающей действительности. Если малыш растёт в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребёнке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребёнком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребёнка. Признайтесь, ведь зачастую в гневе малыш отвечает вам вашими же словами и действиями. Ребёнок раннего возраста не знаком со способом конструктивного разрешения проблемных ситуаций. А агрессия, простейшее средство достижения цели, ему знаком, а главное, доступна. Плохо, что, попробовав данный вид выхода из сложной, конфликтной ситуации и получив положительный результат, ребёнок укрепляется во мнении, что этот способ наиболее эффективен.
И вот тогда агрессивность начинает закрепляться в качестве черты характера, что очень мешает восприятию и усвоению конструктивных форм поведения. Зачем учиться договариваться, идти на компромисс, уступать, если можно отнять, сломать, укусить, ударить…..
.
Прежде всего родителям нужно самим разобраться в своём поведении. Всегда ли Вы адекватны в отношениях с ребёнком и верно ли Вы оцениваете его поведение? Может Вы сами даёте повод ребёнку вести себя агрессивно?
Зачастую агрессивное поведение малыша- реакция на недостаток внимания, а точнее, способ его привлечь. Если малыш тихо играет, занят собой, родители в это время с удовольствием смотрят телевизор, занимаются домашними делами. На просьбу: « мама, почитай; папа, давай поиграем», слышен ответ: «попозже». А вот если ребёнок начал раскидывать, ломать игрушки, визжать, щипаться, родители реагируют мгновенно- нравоучительными беседами, окриками и нередко, шлепками. А это реакция на поведение, а не на его причину. Попробуйте найти 20-30 минут в день для занятий с ребёнком – и вспышек гнева будет меньше.
Способы научения ребёнка конструктивному общению.
Есть способ воспитания у ребёнка культуры общения. Это игра. Игра, без преувеличения, средство социализации ребёнка. Как научить ребёнка общаться со сверстниками.
- Один из способов – это разыгрывание сложных ситуаций с игрушками. Один медвежонок ударил другого, кукла отняла у зайчика игрушку…….. Разыгрывайте те ситуации, которые чаще всего вызывают вспышки агрессии у вашего ребёнка.
- Предоставьте детям возможность научить игрушку правильно себя вести. Пусть малыш подскажет, как быть в той или иной ситуации.
Для того, чтобы снизить агрессивные выпады детей по отношению друг к другу, надо научить их видеть и чувствовать своих сверстников.
Укреплению агрессивных форм поведения у ребёнка способствуют:
- скандалы в семье;
- применение физической силы во время семейных ссор (драки);
- грубое, жестокое обращение с ребёнком;
- привлечение ребёнка к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний, боёв без правил;
- просмотр боевиков, сцен насилия;
- одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы:: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай».
Правила родительского поведения, способствующие снижению детской агрессивности.
- Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего малыша;
- Адекватно оценивайте возможности ребёнка;
- Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без излишних наставлений оказывать малышу необходимую помощь;
- Предоставляйте малышу самостоятельность в делах, которые ему по силам;
- Умейте идти на компромисс;
- Будьте последовательны в воспитании ребёнка. Помните: в сложной работе быть родителем не бывает выходных .Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребёнка.
- Найдите оптимальный путь воспитания малыша, с которым согласны и папа, и мама и все, кто участвует в воспитательном процессе.
И самое главное правило: любите малыша просто за то, что он у вас есть, без каких- либо других условий
Учитель-дефектолог
Кириченко Ирина Вячеславовна