Monthly Archives: Декабрь 2012

С Новым 2013 годом!

Играем вместе

Чтобы ваш ребенок не скучал, а развлекался и развивался, предлагаю вам игру с разноцветными шарами «Собери снеговика».

Цель игры: развивать умение выполнять действия с предметами разной величины; упражнять в развитии мелкой моторики.

Игра предназначена для детей 3 – 4 лет.

  1. Предложите ребенку рассмотреть в коробке разноцветные шарики разной величины.
  2. Попросите найти большой, поменьше, маленький шар одного или разного цвета.
  3. Сложите их вместе от большого к маленькому. Предложите назвать цвет, форму.
  4. Спросите: кто получился? /снеговик/

Аналогично можно сделать новогоднее украшение для ёлочки, вырезав и склеив между собой круги разной величины, украсив бусинками, пуговками и т.д.

Воспитатель младшей группы

Гусарова Светлана Александровна

Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук для детей с ЗПР

У детей с ЗПР наблюдается отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определённые трудности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, ручного труда, письма.

Я работаю на группе с ЗПР более 15 лет. При обследовании мелкой моторики, произвольного внимания, связной речи вновь поступивших детей в группу ЗПР по сравнению предыдущим годом постоянно выявляются низкие показатели. На основе проведенных обследований мы увидели закономерность: если развитие движения пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Мы выявили критерии развития моторики рук:

Если эти критерии низкие, то существует задержка и в речевом развитии.

В чем заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколения люди выполняли всё более тонкую, сложную работу. В связи с этом происходило увеличение двигательной  проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко что-то делают своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта.

Кроме того, у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Она включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем.

И так, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками.

Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойные, доброжелательные, точные.

Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное что бы занятия приносили только положительные эмоции.

Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кроме того, доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука, из чего можно судить, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Воспитатель коррекционной группы

Харламова Инесса Равиловна

Игры по дороге в детский сад

Не выспавшиеся малыши утром обычно капризничают, родители начинают нервничать, покрикивать на них, а те в ответ ещё больше хнычут… Утро испорчено, причём и для родителей, и для детей.

Что делать?

Отвлечь любимое чадо простыми играми.

Ребёнок недавно познакомился с некоторыми геометрическими формами?

Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся  вам по дороге.

Накануне вы объяснили малышу, какие бывают цветы? Предложите среди окружающих предметов найти только красные. Не надо называть  несколько цветов: лучше показать только один, например, красный, и несколько дней подряд ( а может быть и недель, в зависимости от возраста и возможностей малыша) искать красные предметы.

Когда ребёнок будет безошибочно называть и показывать предметы этого цвета, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у ребёнка восприятие размера.

Желательно также отмечать изменения в природе и окружающей вас обстановке.

Учитель-дефектолог

Кириченко Ирина Вячеславовна