Monthly Archives: Февраль 2014

Познание мира детьми раннего возраста (2-3 года) с помощью произведений художественной литературы

В одной восточной притче рассказывается о том,

как к великому Гуру привели шестилетнего  ребёнка

с просьбой обучить его мудрости…

“Поздно”, – сказал Гуру, – “он слишком стар для этого”.

Способности человека поистине огромны, и большинство из них формируется в раннем детстве. С рождения каждый ребенок наделен огромным интеллектуальным потенциалом. И чем раньше он получит и усвоит новые знания, и разовьет в себе определенные способности, тем легче ему будет в будущем учиться, и не только в школе, университете, но и в жизни. В середине 20 века ведущие нейропсихологи и кибернетики подсчитали, что потенциала, который заложен в генах малыша достаточно для получения нобелевской премии сразу в нескольких областях.

Большинство известных педагогов и психологов придерживаются мнения, что детей в возрасте 3-4 лет учить намного легче, чем 7-ми летних. В результате исследований, проведенных в Филадельфийском институте Домана, было доказано, что наиболее эффективным обучением является обучение, которое проводится во время роста человеческого мозга — то есть, фактически в раннем детстве. В детстве обучение происходит автоматически и естественно. В три года  ребёнок  – уже вполне человек, владеющий миллионами бит информации и умений.

Цель ясна, а для достижения этой цели ребёнок должен активно учиться в раннем детстве, когда для этого природой созданы наиболее благоприятные условия. На этой идее базируются все современные методики развития детей.

В этой связи основной задачей педагога (воспитателя) группы раннего дошкольного возраста (2-3 года) является подготовка детей к восприятию последующего процесса обучения, создание начальной базы, необходимой для положительного усвоения знаний на следующем этапе, закладка и развитие навыков и умений, требующихся для дальнейшего взросления, развитие кругозора, воображения детей, знакомство детей с окружающим миром.

Художественная литература – могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.

Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Из книги ребенок изучает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом – силой воздействия художественного образа.

С 1,5 лет для развития речи малышей проводятся  занятия с использованием художественного слова – знакомством с миниатюрными произведениям народного творчества, с доступными для детей авторскими произведениями. На основе ритмико-мелодической структуры языка в потешках, стихотворениях, происходит раннее восприятие звуковой культуры речи. Эти художественные произведения решают такие задачи как развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного слухового аппарата, звукоподражания, активизации словаря с использованием звукоподражаний. При этом развиваются слуховое восприятие, речевое дыхание, голосовой аппарат, уточняется артикуляция, воспитывается умение четко, правильно произносить слова, фразы.

В этом возрасте воспитатель работает с детьми и индивидуально и группами по 2-6 человек. Перед занятием воспитатель готовит наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картины, портреты, наборы книжек, с иллюстрациями для раздачи детям).

Чтобы чтение и рассказывание было обучающим – необходимо соблюдать правило, чтобы дети видели лицо воспитателя, а не только слушать голос. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Воспитатель, читая по книжке, должен научиться смотреть не только в текст, но и время от времени – на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение.

Основное правило организации занятий по чтению, рассказыванию детям литературных произведений – эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Мажорное настроение создает воспитатель – на глазах детей бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель показывает детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Все слова, понимание которых может вызывать у детей затруднения, нужно объяснять в начале занятия.

После 2 лет воспитатель организует чтение книг с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам. При несложном тексте и простых картинках можно читать текст, сопровождая чтение показом картинок или вести рассказ своими словами. На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что написано в книге. Он может также помочь малышам вспомнить свой рассказ по поводу той или иной иллюстрации. При затруднениях ребенок обращается к воспитателю, который организует рассматривание и пересказ. В данном случае имеет место совместная деятельность взрослого и ребенка. Книги способствуют установлению контактов между взрослыми и детьми, так и между самими детьми. Важно, чтобы ребенок мог обращаться к воспитателю и вне занятий. О содержании книг можно говорить и в их отсутствие – это развивает память, заставляет ребенка размышлять.

Для того чтобы научить ребенка понимать рассказ и вырабатывать умение пересказывать, нужно организовывать совместное рассказывание. Сначала следует побуждать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы – затем задавать вопросы и учить отвечать на них, позднее – просить его рассказывать самостоятельно. В этом случае воспитателю нужно самому вести рассказ вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно, добавляя пропущенное.

Таким образом, задача воспитателя группы раннего возраста – в подготовке последующего литературного образования, которое продолжиться в следующих группах детского сада, а затем и в школе. Знакомство малыша с художественной литературой начинается с устного народного творчества – потешек, песен, затем он начинает слушать сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, наказывая злых.

И как очень точно сказал К.Д. Ушинский: “Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родной груди родного языка”.

Воспитатель ясельной группы

Осипова Наталья Владимировна

ПОДАРОК ПАПЕ СВОИМИ РУКАМИ

Если кто-нибудь из вас думает, что папа не любит получать подарки, то он глубоко заблуждается. Подарки бывают разными, тем более от детей. Папа наверняка не обрадуется такому «подарку», как замечание от воспитательницы, вроде «вел себя безобразно».

Зато подарок, сделанный самостоятельно, папа непременно оценит. Оценит, похвалит и, возможно, что и дня не пройдет, как что-нибудь подарит в ответ.

Предлагаю сделать вот такую открытку.

Процесс изготовления поделки

1. Сложите цветной лист бумаги пополам.

3. Вырежьте силуэт машинки по намеченной линии.

4. Нарисуйте детали машинки на цветной бумаге и вырежьте их по намеченному контуру.

5. Расположите цветные заготовки на лицевой стороне машины и поочередно приклейте каждую деталь. Не забудьте про колеса – это две черные полоски, склеенные колечком и приклеенные к самой машинке.

6. В окно машинки вклейте подготовленные фотографии.

7. Ваш подарок готов!

Счастливого пути!

ВОСПИТАТЕЛЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

ТЕЛЕГИНА АННА ВЛАДИМИРОВНА

мероприятия посвященные Дню Защитников Отечества

Публичный доклад за 2013 год

ПУБЛИЧНЫЙ      ДОКЛАД
о деятельности    за 2013 год  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
г. Мурманска детского сада комбинированного вида № 9, г. Мурманск, ул. Фрунзе, д.11

Учредитель-комитет по образованию администрации г. Мурманска.

Заведующая Бриали Ирина Игоревна
.
Лицензия     № 283-12 от 09 ноября 2012 года

читать далее Публичный доклад за 2013 год

Влияние телевидения и компьютерных игр на психическое здоровье дошкольников

В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных детей вообще не представляют себе без него ни досуг, ни обучение и часами просиживают один на один со светящимся экраном.

Большое количество родителей с раннего возраста приучают детей к компьютеру и телевизору, возможно и не осознавая того. Очень удобно, что ребенок чем-то занят, и у родителей при этом высвобождается какое-то время для собственных дел, а это так важно, особенно для мам. Да и знания детям также часто дает телевизор, показывает мир, новых людей и новые города.

Конечно же, никто не отрицает значение телевизионных передач и для развлечения, и для расширения кругозора наших детей. Просто надо помнить старое доброе правило, что все хорошо в меру, и телевизионные передачи в том числе. Естественно, что нет никакого вреда от того, что ваш ребенок посмотрит хороший фильм или обучающую программу, но если он сидит полдня, не отходя от телевизора или компьютера, то ничего, кроме вреда это принести не может, даже если сами по себе передачи и полезные.

Но, кроме чисто физических, существуют и психологические причины, по которым чрезмерное злоупотребление телевизионными программами тоже вредно для детей. Телевизор приучает нас к пассивному восприятию информации, так как мы сами ни вмешаться в ход действия, ни изменить или разнообразить его, ни принять в нем какое-то участие не можем. При этом, если при чтении книги нам приходится дополнять фантазии художника, то телевизионные программы не дают нам и этой возможности.

В последнее время в своей работе всё чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведением дошкольников. Это могут быть скованность, недостаточное развитие речи, повышенная агрессивность, истерическое состояния детей и демонстративность поведения. Ребенок не может ответить на простейший вопрос, но при этом не боится кривляться при чужих взрослых, ползать под столом и показывать неприличные жесты, то есть, ведет себя абсолютно неуправляемо. Модели плохого поведения притягивают, как магнит, хотя он зачастую не видит ничего подобного дома и, конечно, тысячу раз слышал от родных, что так вести себя нельзя.

Уже в 4-5 лет такие дети обожают смотреть боевики, играть в «стрелялки» и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы и сказки, говоря, что это им неинтересно. Современное западное искусство изменяет, деформирует психику ребенка. Конечно, прежде всего, речь идет о мультфильмах и компьютерных играх. Чудовищно воздействуя на воображение ребенка, они дают новые установки и модели поведения. И первое, что хотелось бы отметить, это агрессивность героев. Главные герои мультфильмов или компьютерных игр калечат или убивают других персонажей, причем подробности детально раскрываются и многократно повторяются.

Что переживает ребенок, просматривая такой мультфильм? Естественно, он идентифицирует себя с его героями, усваивает агрессивные модели поведения. Последствиями просмотров такого мультфильма и компьютерных игр могут стать жестокость, безжалостность ребенка в реальной жизни. Исследованиями доказано, что регулярный просмотр агрессивных телепередач и игр детьми дошкольного и младшего школьного возраста – предвестник совершения ими серьезных уголовных преступлений к 30 –летнему возрасту.

Можно проследить и достаточное множество сцен неуважительного, безнаказанного отношения к пожилым, немощным людям, животным, растениям. «Воспитательный эффект» таких мультфильмов не заставит себя ждать, и первыми его почувствуют родители – в форме циничных высказываний, неприличных жестов, грубости и безжалостности.

Дети, которые смотрят подряд все телевизионные передачи, особенно не предназначенные для их восприятия (например, телесериалы, значительно более пассивны, чем их сверстники. Им все труднее становится находить общий язык с партнерами по игре, они не могут договариваться, решать спорные и конфликтные ситуации, привыкая решать все сложности нажатием кнопок и доминированием над противником. При этом темы их игр лишены самостоятельности. Они чаще всего являются воспроизведением увиденного накануне по телевизору или в компьютерной игре, что свидетельствует о бедности воображения. Недостаток творческой активности отмечается не только в игре, но и на занятиях.

Родителям необходимо помнить о том, что смысл ярких вставок в транслируемых мультфильмах совсем в другом – в гипнотическом приучении детей к экрану. Подобранный ритм, мерцание, шум действуют на психику, маленький человек впадает в транс и притягивается к экрану всё больше и больше, «заглатывая» зачастую ненужную информацию. Сам ребенок не может оторваться от него, а когда родители пытаются выключить «ящик», впадает в бешенство, истошно кричит, кидается в драку. Эта зависимость подобна наркотической!

За последние годы резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию. Слова проходят мимо них. В школе «телевоспитанники» испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальный (слуховой). Ведь их обучает не телевизор, а живой учитель, которого они не способны услышать, а значит и понять.

Хотелось бы обратиться с большой просьбой к родителям. Пожалуйста, обращайте внимание на игры ваших детей, на тот поток информации, который льётся с экрана телевизора или компьютера. Помните: не все мультфильмы и компьютерные игры рассчитаны на них. Введите цензуру на просмотр телепередач и компьютерных игр. Не оставляйте ребенка одного в этом сложном мире информации. Интересуйтесь, какие игры ему нравятся, какие книги, какие мультфильмы он предпочитает смотреть, почему? Если не Вы, то кто поможет вашему ребенку разобраться во всем этом окружающем многообразии, в своих эмоциях? Помните, что предупредить эмоциональные нарушения ребенка гораздо легче, чем их потом исправить! Любите своих детей!

Учитель-дефектолог

Кириченко Ирина Вячеславовна