У детей с ЗПР наблюдается отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определённые трудности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, ручного труда, письма.
Я работаю на группе с ЗПР более 15 лет. При обследовании мелкой моторики, произвольного внимания, связной речи вновь поступивших детей в группу ЗПР по сравнению предыдущим годом постоянно выявляются низкие показатели. На основе проведенных обследований мы увидели закономерность: если развитие движения пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Мы выявили критерии развития моторики рук:
Если эти критерии низкие, то существует задержка и в речевом развитии.
В чем заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколения люди выполняли всё более тонкую, сложную работу. В связи с этом происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.
Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко что-то делают своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Это пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта.
Кроме того, у человека существует не только слуховая и зрительная, но и тактильно-двигательная память. Она включается в работу, когда мы что-то трогаем, на что-то показываем или каким-то образом действуем.
И так, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками.
Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойные, доброжелательные, точные.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное что бы занятия приносили только положительные эмоции.
Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кроме того, доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука, из чего можно судить, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Воспитатель коррекционной группы
Харламова Инесса Равиловна