Daily Archives: 7 Октябрь 2013

Как научить ребёнка отгадывать загадки?

Все дети любят отгадывать загадки. Разгадывание их является для ребенка своеобразной гимнастикой ума. Отгадывание загадок развивает находчивость и сообразительность, самостоятельность, приучает к рассуждению и доказательству. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и предметов, ставят перед ними вопросы: что откуда? что из чего делается? что чему служит?

Загадки помогают ребенку по – иному взглянуть на обыкновенную травинку, бабочку, цветок, привлекая яркими образами и неожиданными сравнениями.

Что скрывает в себе загадка?  Какой – то предмет или явление. Загадка описывает его, но не называет, тем самым как бы испытывая сообразительность человека. Это такой вопрос, точнее – логическая задача, ответить на который можно только после того, как подумаешь, соединишь все признаки, “расшифруешь” образы, выдвинешь предположение, проверишь его на соответствие описанию  и сделаешь вывод. А это гораздо серьезнее, чем просто “угадал – не угадал”.

Какие ошибки бывают у детей?

Дети научаются отгадывать загадки не сразу. Их типичные ошибки заключаются в следующем: дети не дослушивают загадку до конца и торопятся скорее дать ответ; не могут выделить самый главный признак из тех, что описывается в загадке; сознательно опускают один из признаков, если он мешает предполагаемой отгадке.

Как же учить детей отгадывать загадки?

1. С раннего детства нужно учить малыша внимательно рассматривать окружающие предметы, определяя их форму, цвет, величину. Без этого не обойтись, т.к. загадки основаны на описании конкретных признаков предметов и явлений.

2. Загадывать загадки детям 3-5 лет лучше тогда, когда отгадываемый предмет находится в поле зрения малыша. Словесное описание загадки поможет найти нужный предмет среди окружающих вещей.( в книгах этой цели служат картинки ).

3. В среднем дошкольном возрасте ( 4-5 лет ) дети начинают понимать и активно использовать в речи образные сравнения: снег – словно белая скатерть, и т.д. Чем чаще Вы будете использовать в речи подобные выражения, тем легче будет ребенку отгадывать загадки, т.к. они построены не только на описании признаков, но и на сравнении.

4. Для старших дошкольников подходят загадки, которые содержат характеристику самых существенных признаков, загадки, построенные на отрицании ( ” Не лает, не кусает, а в дом не пускает “) и загадки, включающие сравнения ( ” За бабушкиной избушкой  висит хлеба горбушка, собаки лают, а достать не могут “.)

Важно, чтобы ребенок не только находил правильную отгадку, а мог пояснить, аргументировать свой выбор. Поэтому чаще задавайте вопрос “Почему?”, ” Как ты догадался?”.  Если же отгадка не найдена – вернитесь к тексту загадки, прочтите ее еще раз и порассуждайте, все ли описываемые признаки подходят к предполагаемой отгадке.

Если не сразу все получится – не показывайте свое недовольство. Вернитесь к этим загадкам еще раз через некоторое время. Самое главное – дать малышу возможность получать радость от своего умения, а не испытывать стыд за неудачи.

Когда у ребенка появится соответствующий опыт и он научится рассуждать, возникнет желание самому придумывать загадки и предлагать их взрослым.

Давайте постараемся, чтобы наши дети росли находчивыми и сообразительными.

Учитель-дефектолог

Кириченко Ирина Вячеславовна