Рекомендации по формированию потребности в общении
(для родителей, воспитывающих детей с ЗПР).
1. Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания, общения с ребенком.
2. Ребенок должен постоянно чувствовать любовь своих близких.
3. Принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными особенностями.
4. Стремитесь проявлять интерес к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием и т.п.
5. Поддерживайте стремление ребенка к общению с вами, все его проявления в этом направлении (улыбку, вопрос, высказывание, стремление к ласке и т.д.). Помогайте ему выразить мысль, сформулировать вопрос и т.д.
6. Соблюдайте принцип равенства в сотрудничестве с детьми. Ребенок имеет право на самостоятельное решение, право голоса в решении общей проблемы.
7. Общение должно иметь положительный эмоциональный фон. Чаще улыбайтесь ребенку в процессе взаимодействия с ним.
8. Замечайте успехи ребенка, радуйтесь вместе с ним, проявляйте уверенность в его будущих успехах.
9. В общении с ребенком уделяйте внимание не только вербальной (речевой) его стороне, но и невербальной (неречевой). Используйте жест, взгляд, мимику.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ
1. Для развития у младенца личностного общения со взрослым проявляйте любовь, заботу о ребенке, ласкайте его, улыбайтесь ему, чаще
берите на руки, разговаривайте с ним, воспроизводите звуки его «репертуара», называйте его по имени, хвалите.
2. Для развития делового общения у детей раннего возраста учите их
обращению с предметом, наглядно демонстрируйте разные способы
действия с предметом, сопровождайте словом все свои действия,
побуждайте ребенка к словесному выражению действий, ставьте перед ним
речевые задачи (назвать понравившийся предмет, желаемое действие и
т.п.). Предлагайте ребенку сотрудничество («Давай вместе»). Вселяйте
уверенность в ребенка, создавайте эмоционально положительный фон
общения. Подкрепляйте похвалой всякий успех ребенка.
3. Для развития познавательного общения важно включать ребенка в беседы о животных, природе, машинах и др. С этой целью можно использовать иллюстрации, рассказы познавательного содержания, наблюдения природных явлений (гроза, радуга, снег и пр.), прогулки в сад, парк и др. Старайтесь вызвать интерес к теме беседы, наблюдения. Поддерживайте и поощряйте активность ребенка, его любознательность. Стимулируйте составление ребенком собственного жизненного опыта.
4. Для развития личностного общения ребенка важно включать его в обсуждение нравственно-этических проблем. С этой целью можно использовать иллюстрации, рассказы, сказки нравственно-этического содержания, любые жизненные ситуации.
Акцентируйте внимание на нравственной стороне поступков детей, героев художественных произведений, на их нравственных качествах (добрый, честный и пр.).
Стимулируйте оценочные высказывания детей, стремление проанализировать поступки окружающих. Разговаривайте с детьми об их поступках, отношениях, давайте нравственные оценки их действиям.
Харламова Инесса Равиловна
Воспитатель группы детей с задержкой психического развития